Развитие информационных технологий

В 2023 году информационные технологии развивались с фокусом на цифровой трансформации.

Была утверждена Стратегия цифровой трансформации, в которой закреплены основные направления дорожной карты инициатив и мероприятий цифровой трансформации на горизонте 2023–2025 годов.

Дорожная карта содержит обширный перечень мероприятий по переходу на использование отечественного программного обеспечения и радиоэлектронной продукции.

Так, для повышения качества технологий взаимодействия в 2023 году модернизирована внутрибанковская система видеоконференций. Теперь Новикомбанк может проводить конференции с внешними контрагентами в собственном внутреннем приложении, соблюдая правила информационной безопасности. Сервис модернизирован с учетом курса на импортозамещение, поэтому новое приложение внедрено уже на российском решении.

Новикомбанк вошел во вторую пилотную группу по тестированию платформы цифрового рубля Банка России. В конце 2023 года успешно проведены тестовые испытания взаимодействия с платформой.

В 2023 году завершен стратегический для Банка проект по построению отказоустойчивого центра обработки данных с современной инженерной инфраструктурой. В условиях роста бизнеса этот проект позволил обеспечить банковские системы мощностями для непрерывности деятельности и их восстановления в чрезвычайной ситуации.

Одно из ключевых направлений цифровой трансформации – интеграция с сервисами государственных услуг. В 2023 году Новикомбанк реализовал возможность получения от Федеральной налоговой службы информации о мобилизованных и умерших клиентах, а также наладил обмен данными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области и Российским экспортным центром.

Следуя глобальным тенденциям, в 2023 году Новикомбанк продолжал продвигать и расширять сервисы дистанционного банковского обслуживания розничных и корпоративных клиентов. В рамках совершенствования внедренного в 2022 году собственного процессингового центра реализована возможность онлайн‑взаимодействия с центром автоматизированной банковской системы. В результате многие сервисы и информация стали доступны клиентам в режиме реального времени.

Чтобы соответствовать требованиям к системе управления операционным риском, в Банке внедрена база событий риска. Эта мера позволила оптимизировать сбор, анализ и обработку событий операционного риска, включая маршрутизацию и ролевую модель. База интегрирована с различными источниками информации о событиях операционного риска.

В 2023 году Новикомбанк внедрял современные технологии для повышения удовлетворенности клиентов и масштабного преобразования своих бизнес‑процессов, а также увеличивал надежность и доступность клиентских сервисов. Для защиты от DDoS‑атак был создан прямой канал связи с Национальной системой платежных карт. Это позволило увеличить его пропускную способность и исключить вероятность доступа из внешней сети Интернет.

Организован круглосуточный мониторинг работоспособности систем процессингового центра, а также оптимизированы настройки ИТ‑инфраструктуры. В результате этих мер повышена отказоустойчивость и производительность систем.

Совершенствование ИТ‑систем обеспечило доступность процессинговых систем Новикомбанка в 2023 году на уровне 99,96%.

В рамках проекта по импортозамещению проведено комплексное тестирование новых моделей банкоматов, в том числе отечественного производства, а также российского мультивендорного программного обеспечения.

На 2024 год запланирован перевод сети банкоматов на отечественное программное обеспечение, а также замена средств защиты информации на российские аналоги.

Информационная безопасность

В целях противостояния современным угрозам информационной безопасности и приведения инфраструктуры Новикомбанка в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных актов регулирующих и надзорных органов, а также в соответствии с планом по импортозамещению внедрены системы обеспечения информационной безопасности российских разработчиков:

система доступа к сети Интернет;

система управления корпоративными паролями;

система контроля привилегированных учетных записей.

Кроме того, проведена независимая оценка уровня информационной безопасности Новикомбанка, по результатам которой Банк получил квалифицированную оценку состояния информационной безопасности, а также перечень практических рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности.

По результатам проведения независимой оценки соответствия информационной безопасности Новикомбанк получил четвертый уровень соответствия требованиям Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57580.1‑2017 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый набор организационных и технических мер» (значение оценки – 0,86). Это подтверждает высокий уровень обеспечения информационной безопасности в Банке.